Зимняя эксплуатация
Увеличение отказов в работе автокранов в зимний период, как и любой автомобильной техники, естественное событие, и рост числа отказов прямо пропорционален понижению температуры окружающей среды. Прежде всего, это связано с плохой подготовкой техники к зиме. Несоответствие используемых масел по вязкости приводит к резкому повышению трения в цилиндропоршневой группе. Загустевшее от холода масло значительно увеличивает сопротивление вращению стартера. «Слабые» аккумуляторные батареи (АКБ) тем более не в состоянии преодолеть такое сопротивление. Не соответствующее по вязкости масло в ведущих мостах при низких температурах загустевает настолько, что динамическая (или ударная) нагрузка на редуктор моста может привести к разрушению карданного вала.
Топливо, в частности дизельное, также должно соответствовать зимним условиям эксплуатации. Летняя солярка застынет при первых же морозах, причем в баке топливо еще не потеряет текучесть – будет слышно, как оно плещется, а поступление к двигателю прекратится. Причина в том, что топливопроводы и фильтр тонкой очистки топлива забиваются хлопьями выпавшего в осадок парафина.
Работоспособность крановой установки зимой почти на 90% зависит от используемых рабочих жидкостей и смазок, а оставшиеся 10% приходятся на качество уплотнителей (манжеты, кольца, прокладки и т. д.), их способность сохранять свойства при низких температурах.
У автора имеется богатый опыт эксплуатации автокранов «Ивановец» в тяжелых климатических условиях, особенно при пониженных температурах. Они работают в труднодоступных районах России, в Сибири и на Крайнем Севере – за Полярным кругом. Автокраны «Ивановец» в большом количестве монтируют на шасси высокой проходимости, специально предназначенные для работы в тяжелых условиях.
Поскольку мобильный кран – это шасси плюс крановая установка, готовить к зимнему периоду требуется и то, и другое.
Для автокранов российского производства, в том числе марки «Ивановец», для подготовки к зимней эксплуатации требуется:
- провести сезонное обслуживание, при необходимости заменить эксплуатационные жидкости, чтобы характеристики вязкости масел (в двигателе, коробке передач, мостах), охлаждающей жидкости, жидкости омывателя ветрового стекла, а также масел в механизмах и гидроприводе крановой установки соответствовали температуре окружающей среды в период предполагаемой эксплуатации;
- проверить работоспособность отопителей кабин шасси и крановой установки, герметичность прилегания и запирания дверей кабин;
Врез по месту
С 2009 г. крановые установки «Ивановец» комплектуют кабиной нового образца. По отзывам владельцев, кабина крановщика получилась достаточно теплой, система обогрева работает отменно. Произведена общая модернизация серийных кранов, в результате которой улучшились эргономика, ремонтопригодность надежность и другие эксплуатационные свойства. В серию модернизированные краны поступят в начале 2010 г.
- проверить состояние и зарядку АКБ, довести плотность электролита до 1,28…1,29 г/см3, а в районах Крайнего Севера и Сибири – до 1,30 г/см3. Желательно провести контрольно-технический цикл АКБ (разряд-заряд) либо иметь запасные аккумуляторы. Утеплить аккумуляторный отсек;
- проверить бортовую электропроводку на наличие замыканий, вызывающих утечку тока АКБ.
Шасси. Основным показателем при выборе моторных масел являются его эксплуатационные свойства и определяются международной классификацией API (Американский институт нефти). В этой классификации первая буква индекса определяет назначение масла по типу двигателя. Буква S означает масло для бензиновых двигателей, буква C – для дизельных двигателей. Буквы, следующие за S или C, определяют применимость масла по степени форсирования двигателя. Чем дальше вторая буква от начала алфавита, тем современнее модель, для которой предназначено это масло.
Универсальные масла, предназначенные как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, имеют двойную индексацию, например, SG/CD. Для последних моделей автомобилей с дизельными двигателями рекомендуются масла CF-4 или CG-4. Масла самых последних эксплуатационных групп предназначены для новых моделей, отвечающих современным экологическим требованиям.
Классификация вязкости моторных масел в России определяется по SAE. Под SAE адаптирован отечественный ГОСТ 17479.1–85. Ниже приведена таблица применяемости.
5W-30 | От –30 до +20 °С |
5W-40 | От –30 до +35 °С |
5W-50 | От –30 до +45 °С |
10W-30 | От –25 до +30 °С |
10W-40 | От –25 до +35 °С |
10W-50 | От –25 до +45 °С |
15W-30 | От –20 до +35 °С |
15W-40 | От –20 до +45 °С |
15W-50 | От –20 до +45 °С |
20W-30 | От –15 до +40 °С |
20W-40 | От –15 до +45 °С |
Тип масла по вязкости в соответствии с классификацией SAE выбирают в зависимости от предполагаемых в зимнее время температур воздуха, а тип масла по эксплуатационным свойствам (классификация API) определяется заводом-производителем, он указан в сопроводительной документации на шасси.
Трансмиссионные масла предназначены для применения в агрегатах трансмиссии автомобилей, в различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования. Они также характеризуются классификацией API (область применения) и классом вязкости по SAE или ГОСТ.
Соответствие классов вязкости и групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2–85 и классификациям SAE J306С и АРI
Класс вязкости по ГОСТ 17479.2–85 | Класс вязкости по SAE J306С | Группа по ГОСТ 17479.2–85 | Группа по АРI |
9 | 75W | ТМ-1 | GL-1 |
12 | 80W/85W | ТМ-2 | GL-2 |
18 | 90 | ТМ-3 | GL-3 |
34 | 140 | ТМ-4 | GL-4 |
– | – | ТМ-5 | GL-5 |
Смена масел после летнего периода необходима и определяется в руководствах по эксплуатации и сервисных книжках в разделе «Техническое обслуживание». Этот вид обслуживания называется «сезонное техническое обслуживание (СТО) и проводится именно с целью подготовить автотехнику к иному температурному режиму эксплуатации.
Крановые установки. В автокранах часто применяют гидравлические масла всесезонного применения (т. е. расширенного по температурному диапазону), но в зимний период все же рекомендуется заменять их «зимними» маслами. Основные марки «зимних» масел, используемых в автокранах «Ивановец», – ВМГЗ, МГЕ-10А, МГЕ-46В.
В соответствии с ГОСТ 17479.3–85 обозначение отечественных гидравлических масел состоит из букв МГ – минеральное гидравлическое; цифр, характеризующих класс кинематической вязкости; букв, указывающих на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам.
Гидравлические масла по вязкости классифицируются международным стандартом ISO 3448.
По эксплуатационным свойствам гидравлические масла квалифицируются стандартом ISO 6074: масла из минерального сырья объединены в группу Н, которая в свою очередь подразделяется на четыре категории в зависимости от состава масел и основной области их применения.
Шведская классификация SMR относится к гидравлическим маслам с высоким индексом вязкости, в ней учитываются и требования к маслу при низких температурах.
DIN 51524 - общепринятый стандарт для гидравлических масел, однако он не охватывает так полно свойства при низких температурах, как классификация SMR.
Подготовка гидропривода для работы при низких температурах. еред началом выполнения крановых операций при низких температурах окружающей среды гидропривод крана следует прогреть, дав 15-20 мин поработать гидронасосу при минимальных оборотах холостого хода двигателя. После этого, чтобы ускорить прогрев, рекомендуется выполнять подъем-опускание и выдвижение-втягивание секций стрелы без груза. Таким образом доводят температуру рабочей жидкости до +10 °С.
Зимой необходимо следить за состоянием штоков главного цилиндра, не защищенных от попадания грязи и осадков, очищать их от грязи и наледи. Наличие на штоке корки льда может вывести из строя грязесъемники и уплотнения, резкое выполнение крановых операций приводит к местному повышению давления в гидросистеме, а то в свою очередь к появлению течи в трубопроводах и уплотнениях механизмов. Постоянные перепады температуры окружающей среды и механизмов автокрана способствуют появлению конденсата – влаги из воздуха, которая вызывает коррозию и замыкания в электрических соединениях. Возможны отказы в работе электроприборов. Необходимо внимательно следить за тросом на грузовом барабане в момент сматывания, он может не выбираться из-за потери эластичности на морозе. Это приводит к повреждениям троса и механизма грузовой лебедки.
Долговечность гидравлической системы автокранов зависит от того, насколько качественно и регулярно выполняется техническое обслуживание, при этом главным фактором в обеспечении ее бесперебойной работы является регулярная замена масла. Гидравлическое масло в процессе эксплуатации окисляется, загрязняется и теряет эксплуатационные свойства, поэтому опоздание с его заменой может вылиться в очень дорогой ремонт системы, начиная от замены шлангов высокого давления и заканчивая заменой гидравлического насоса.